Сайт учителя начальных классов Пащенко Ульяны Александровны

« Ноябрь 2024 »
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Работа по здоровье сбережению младших школьников с нарушением зрения через духовно-нравственное развитие, воспитание толерантности и сплочение ученического коллектива

ulyana1 | 13 Октябрь, 2013 20:25

Задачи:

1. Формирование мотивации к здоровому образу жизни, ценности здоровья.

2. Вести систематическую профилактику и динамику наблюдений за состоянием здоровья детей.

3. Формировать гигиенические знания, умения и навыки через учебные дисциплины.

4 .Учить общаться со сверстниками и взрослыми, работать в коллективе

5. Формирование у учащихся осознания принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теория

 

Вопросы здоровьесбережения занимали педагогов во все времена. Но особенно они актуальны теперь, когда школу называют не только “школой знаний”, но и “школой болезней”. Действительно, состояние здоровья подрастающего поколения сегодня вызывает тревогу. Причинами являются многие факторы: экономические, социальные, наследственные. К сожалению, на снижение здоровья детей влияет и школьный фактор: отсутствие удобной современной мебели, не всегда соответствующее возрастной гигиене расписание, конечно же, перегрузки программ и многое другое.

 

Цель современной школы – подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни, включая знания о сохранении и укреплении собственного здоровья.

 

Очевидным становится вопрос:

“Как построить учебный процесс, выстроить образовательную среду так, чтобы сохранить здоровье ребенка?”.

 

Нравственное воспитание личности ребёнка – одна из самых важных задач школы. И это закономерно, потому что в жизни нашего общества всё более возрастает роль нравственных начал, расширяется сфера действия морального фактора.

Нравственное воспитание является процессом, направленным на целостное формирование и развитие личности ребёнка, и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. В процессе нравственного воспитания школа формирует у младшего школьника чувство патриотизма, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда.

Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребёнка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.

Известно, что воспитанность – качество личности, определяющееся прежде всего в повседневном поведении человека, умении общаться со сверстниками и взрослыми, умении работать в коллективе.

 

 

Эффективность работы по здоровьесбережению невозможна без участия родителей. Родительское собрание – это основная форма работы с родителями, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности класса, воспитания учащихся в школе и дома. Собрания проводятся в виде деловых игр, практикумов, конкурсов, мастерских, соревнований, лекций и бесед. Темы собраний были следующие: “Папа, мама, я – здоровая семья”, “Как помочь ребенку стать внимательным”, “Свободное время – для души и с пользой!”, “Поощрения и наказания в семье”, “Детская дружба”.

Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений и взаимоотношений детей. Независимо от содержания, методов и форм воспитательной работы и соответствующих конкретных целей перед учителем всегда должна стоять задача организации нравственных отношений детей. Особое значение для накопления нравственного опыта имеет общение и совместная деятельность школьников в небольших группах сверстников, которые могут специально создаваться педагогом или возникать сами. В небольшой группе младший школьник чаще и глубже испытывает общие переживания, здесь он может не только с помощью учителя, но и самостоятельно установить отношения с другими детьми, организовать коллективную деятельность, легче осознать своё общественное поведение. Собственный нравственный опыт создаёт условия для эффективно усвоения опыта других людей, который передаётся детям в процессе нравственного просвещения.

 

Для нравственного формирования личности исключительно важны самостоятельные действия ребёнка. Когда ученик действует только по указанию учителя и взрослых и под их наблюдением, он учится, прежде всего, послушанию. Даже в младших классах следует избегать давать детям лишь готовые решения. Это влечёт за собой отрыв воспитания от жизни. Поэтому воспитательный процесс должен быть построен так, чтобы предусмотреть ситуации, в которых ребёнок получает возможность сделать самостоятельный выбор поступка. Словом, ученик должен научиться правильно действовать, когда за ним не наблюдают, когда от него не требуют отчёта.

Накапливая собственный нравственный опыт, ребёнок может ошибиться, неправильно поступить. Воспитатель должен помочь ему осознать и пережить ошибочность, безнравственность его поступка; разумеется, надо помочь ему не только исправить поведение, но и повлиять на направленность мотивов, вызвавших то или иное действие.

Воспитательный процесс должен обеспечить осознание детьми нравственной стороны поведения и отношений. Осознание детьми своих и чужих поступков позволяет формировать нравственную оценку и самооценку.

Процесс воспитания, направленный на развитие всех детей, должен быть построен так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого ребёнка, исходя из неповторимости его индивидуальности. Индивидуализация воспитания должна вести к тому, чтобы в детях проявлялись их лучшие черты и качества.

Одним из показателей эффективности системы воспитания должно быть нравственное развитие ребёнка, существенные изменения в его духовно-нравственном мире. Эти факторы проявляются в устойчивости нравственного поведения детей в обычных и осложненных ситуациях, в относительной независимости поведения от внешнего контроля со стороны взрослых, в умении предвидеть нравственные последствия своих поступков, в появлении внутреннего контроля – совести, осознания моральной стороны поступков и самого себя как носителя нравственности. Нравственное развитие – это результат системы воспитания и основной критерий эффективности воспитательной работы.

 

Нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. Учение ребёнка только при поверхностном подходе может показаться делом сугубо индивидуальным. На самом деле урок - место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок. В воспитательном отношении все предметы, которые изучаются в школе, одинаково важны. Разнообразие предметов даёт возможность каждому ребёнку проявить в учении сильную сторону своей индивидуальности. Все сильные стороны личности ребёнка проявляются, прежде всего, в учебном процессе, когда каждый ребёнок становится более знающим и умеющим в какой-то области, на каком-то уровне.

Становление и развитие детского коллектива, формирование в нём нравственных взаимоотношений – процесс сложный и длительный, требующий постоянного внимания педагога.

Надо помочь детям почувствовать коллектив как целое, научить их дорожить его интересами. Коллектив должен заботиться о каждом своём товарище, знать об условиях, в которых он живёт, способствовать его хорошему самочувствию, удовлетворению его интересов и развитию способностей. Школьник должен чувствовать себя в коллективе защищённым от несправедливости и обиды, видеть, что он не безразличен коллективу.

Все вопросы нравственного воспитания, которые касаются формирования разнообразных моральных качеств, учитель решает комплексно, реализуя принцип всестороннего и гармонического развития личности ребёнка. Система нравственного просвещения строится концентрически, т.е. в каждом классе дети знакомятся с основными нравственными понятиями. Но от класса к классу увеличивается объём знаний, углубляется осознание нравственных понятий и представлений. Уже в 1-ом классе учитель постепенно вводит понятия о доброжелательности и справедливости, о товариществе и дружбе, о коллективизме и личной ответственности за общее дело. Само собой разумеется, что работа над воспитанием данных качеств у детей осуществляется комплексно в течение всех четырех лет обучения.

 

Чтобы развить нравственное сознание школьников, учитель помогает им осмыслить как их собственный опыт, так и опыт других (пример товарищей, родителей и взрослых, примеры из литературы). Использование произведений художественной литературы в процессе нравственного воспитании помогает выработке у детей способности сопереживания с другими, формирует их положительные нравственные эмоции.

 

С младшими школьниками необходимо проводить систематические беседы на этические темы.

 

Важной предпосылкой нравственного воспитания школьников является общий нравственный “климат” в классе и школе, стиль отношений между учителями и детьми, детских взаимоотношений. В обстановке взаимной заботливости и внимания, доброжелательности и требовательности каждый ученик ощущает себя полноправным членом коллектива. Такая обстановка благоприятствует развитию достоинств и преодолению недостатков школьников.

 

В нравственном воспитании младших школьников определяющее значение имеет личный пример учителя, его отношение к детям. Даже в мелочах, в манерах дети стараются подражать своему учителю. Если для отношений между учителем и учениками характерны душевность, отзывчивость, заботливость, такими же будут отношения учеников между собой.

 

Учителю следует избегать общих оценок личности каждого ученика. Школьника можно хвалить или осуждать за его поступок, но не следует оценку конкретного факта переносить на его личность в целом и говорить, что он вообще хороший или, наоборот, во всем плохой.

 

Домашняя обстановка и отношения в семье оказывают большое влияние на нравственное развитие школьника. Вот почему важно учить родителей воспитанию детей. За нравственным развитием ребенка требуется следить так же тщательно, как и за его успехами в чтении, письме, математике.

 

Нравственное воспитание – процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения. Основополагающая базовая категория нравственного воспитания – понятие нравственного чувства (постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий).

 

Нравственное сознание – активный процесс отражения ребенком своих нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление- процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов. Нравственные переживания, мучения совести порождаются единством чувственных состояний, отраженных в сознании, и их осмыслением, оценкой, нравственным мышлением. Нравственность личности складывается из субъективно освоенных моральных принципов, которыми она руководствуется в системе отношений и постоянно пульсирующего нравственного мышления. Нравственные чувства, сознание и мышление – основа и стимул проявления нравственной воли. Нравственность человека проявляется в сознательном следовании нравственным принципам и в привычных формах нравственного поведения.

 

Успех нравственного воспитания детей зависит от характера субъективного нравственного пространства, в котором они живут. В него входят отношения и общение в коллективе, семье, на улице с товарищами и друзьями, родителями, учителями, отношение к себе, к природе, к внешнему миру, труду, образу жизни, к общественным требованиям.

 

Педагогу необходимо путем организации отношений и деятельности детей свести до минимума стихийные влияния в зоне нравственного пространства и взаимодействия. В случае успеха управление взаимодействиями в субъективном нравственном пространстве детей превращается в действенный механизм качественного преобразования их личности.

 

Нравственное воспитание – активный жизненный процесс отношений, взаимодействий, деятельности, общения и преодоления противоречий. Это – процесс постоянных и систематических решений, выборов волевых действий в пользу моральных норм, процесс самоопределения и самоуправления в соответствии с ними.

 

Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении. Нравственное воспитание эффективно тогда. когда его следствием становится нравственное самовоспитание (целенаправленное воздействие индивида на самого себя с целью выработки желаемых черт характера) и самосовершенствование (процесс углубления общего нравственного состояния личности, возвышение всего образа жизни, поднятие его на ступень более высокого качества) школьников.

 

Нравственность формируется не на словесных или деятельностных мероприятиях, а в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых ребенку приходится разбираться, делать выбор, принимать решения и совершать поступки.

 

Специфика целей нравственного воспитания определяется господствующими общественными отношениями и духовными ценностями. Цель воспитания – формирование нравственно устойчивой, цельной личности.

 

Специфика процесса нравственного воспитания:

обусловлена его содержанием – общественной моралью, необходимостью внедрения норм общественного нравственного сознания в индивидуальное сознание и поведение каждого школьника;

своеобразие его целей, содержания, проявления нравственной воспитанности или невоспитанности, организации и диагностики;

включенность в процесс умственного, трудового, гражданского, эстетического, физического, экономического, правового, экологического, антиалкогольного воспитания.

 

Научно обоснованное отношение к процессу нравственного воспитания состоит в умении видеть, подчеркивать и эффективно использовать нравственный аспект любого вида детской деятельности, любого жизненного отношения. Тогда педагог получает реальную возможность эффективного управления нравственным воспитанием, делает его органической частью целостного процесса воспитания детей.

 

 

Общепризнанно, что человечеству не хватает толерантности, а проще говоря, взаимоуважительного, благожелательно-терпимого отношения друг к другу. Из-за такого дефицита происходит много бед. Казалось бы, так просто – живи и давай жить другим, имей свой образ жизни, веруй, выражай частным образом и публично свое мировоззрение, признай право других на то же самое, и все будет хорошо. Но почему-то не получается. Очевидно, проблема терпимости затрагивает какой-то глубокий уровень подсознания, и никакие рационалистические доводы разума часто не действуют. Поэтому огромную важность сегодня для нашей страны имеет теоретическая и практическая разработка принципов, методов, форм и содержания нового, культурного образования, воспитания. Это актуальная задача может решаться уже в начальной школе.

 

Противостоять конфликтам маленьких детей

Конфликты и соперничество возникают у детей рано, особенно если они принадлежат к враждующим культурным группам. Если мы хотим по­строить общество, где конфликты будут решаться конструктивно, необхо­димо на ранней стадии дать детям возможность понять, что такое конфликт и какими способами его можно разрешить. С чего же следует начинать?

Нетерпимые действия и деструктивные конфликты детей - серьезное испытание для учителя, часто ставящее его перед нелегким выбором: должен ли учитель вообще вмешиваться в конфликты детей? Если да, то как? В чем заключаются способы, которые помогут преподавателю конструк­тивно изменить нетерпимые и конфликтные тенденции у детей?

Конфликты в классе и на игровой площадке

Как и все люди, дети способны не только любить и делать других сча­стливыми, но также разрушать и причинять вред.

Дети совершают это импульсивно, по-своему и на своем уровне.

Между детьми всегда возникают конфликты, и их поведение в детс­ком саду подтверждает это. Отправная точка

Повседневная жизнь детей. Их конфликты в школе и на игровой пло­щадке.

Намерения взрослого иучебные цели

Должен ли учитель вмешаться, если он видит, что дети ведут себя аг­рессивно, ссорятся и дерутся, или ему не препятствовать естественному ходу событий?

Учитель, имеющий дело с пятилетними детьми, довольно скоро пере­стает задавать себе этот вопрос - вместо этого он пытается найти выход из подобной ситуации, поскольку конфликты, возникающие среди малы­шей, разгораются мгновенно и происходят очень часто, в основном во время игр и между занятиями. Не проходит и дня, чтобы кто-то не плакал, не дрался или не был побит.

Продолжительность: две недели.


  • Наблюдение за детьми и установление причины конфликта.

  • Диалог между взрослым и детьми.

  • Совместный поиск возможных действий: пробные решения.


Наблюдение за детьми и установление причины конфликта


  • Желание завладеть одним и тем же предметом, которое приводит к соперничеству, зависти и в конечно итоге к дракам за право облада­ния им.

  • Вражда между группами детей: стремление доминировать, быть глав­ным, тем, кому подчиняются остальные, командиром.

  • Трудности, которые некоторые дети испытывают при установлении контакта со сверстниками: они могут напасть на ребенка, с которым хотят играть, чтобы привлечь к себе его внимание.

  • Отторжение: некоторые дети становятся жертвами сверстников, по­скольку не могут защитить себя или чем-то отличаются от других (цве­том кожи, физическим изъяном и проч.).

  • «Беспричинно агрессивное» (по мнению взрослого) поведение каких-то детей, которые толкают других или дергают их за волосы неизвес­тно почему.

  • Враждебные отношения между детьми и их родителями, недостаток любви дома.


Диалог между взрослым и детьми


  • Однажды утром я завела с детьми разговор, высказав свою озабочен­ность тем, что число конфликтов растет и делает жизнь в классе очень тяжелой. Вот, что они ответили: Мне нравится устраивать драки.

  • Начинать надо первому: сразу ясно, кто самый сильный.

  • Папа говорит, что когда бьют, надо защищаться.

  • Другие «лезут», и я отвечаю им тем же.


Таковы были их реакции. Обсуждая проблему с разных сторон, дети пытались найти другие способы решения своих разногласий и постепен­но пришли к идеям взаимного уважения и счастья.

Совместный поиск возможных действий: пробные решения


  • Самовыражение через движение: дети осознавали агрессивное состо­яние, «проигрывая» его. Они имитировали ссоры и драки. Во время перерывов устанавливался мир: мы слушали тихую музыку, рассказы­вали разные истории.

  • Отдых: вместе мы составили список всех игр, в которые могли бы иг­рать.

  • Рождественский праздник мы решили, что мы «все будем друзьями». Дети высказали много предложений, как это осуществить: целовать друг друга, надеть маскарадные костюмы, загримироваться, быть ве­селыми, смешить других.


Дальнейшие действия

Для закрепления достигнутого: история Тисту, Мальчика с Зеленым Пальцем, от прикосновения которого на чем угодно расцветали цветы (на бедности, зле, оружии и т.д.).

Возникавшие трудности

Само обращение к теме конфликта увеличило их число. Первые две недели все внимание было сконцентрировано на насилии и агрессивном поведении.

Установление мирных отношений между людьми - это каждодневный процесс в жизни малышей, школы и в жизни их учителя, который должен следить за тем, чтобы его методы приводили к желаемому результату.


"Толерантность (от лат. tolerantia — терпение; терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям) - это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений".Толерантность также требует предоставления каждому человеку возможностей для социального развития без какой-либо дискриминации. Это качество личности, которое является составляющей гуманистической направленности личности и определяется ее ценностным отношением к окружающим.

Итогом размышлений по проблемам воспитания толерантности стала разработка, апробация и внедрение в школьную жизнь курса «Школа толерантного взаимодействия». Данный курс содержит программу занятий, которые включают в себя информационные, практические, мониторинговые и социально-значимые виды деятельности.

Основная цель курса

  • содействовать максимально широкому распространению идей и социальных образцов толерантности, практическое приобщение к культуре толерантности детей младшего школьного возраста;
  • способствовать формированию личности, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, умеющей строить отношения в процессе взаимодействия с учащимися разных верований, национальностей на основе сотрудничества и взаимопонимания.

Личность ребенка формируется под влиянием осознания себя человеком со всеми присущими ему человеческими проявлениями в поступках, чувствах, отношениях и путем приобщения его к общечеловеческим ценностям и культуре.

Программа «Школа толерантного взаимодействия» включает 4 больших блока. Все блоки взаимосвязаны, дополняют друг друга, хотя и имеют свою воспитательно-образовательную ценность, цель и специфику.

Программа проверена в практике работы с учащимися младших классов средней школы № 32 г.Твери в период с 2005 по 2009 годы.

Программа дает материал для проведения разнообразных праздников. развлечений, викторин, опытов и экспериментов – всего того, чем наполнена жизнь современного школьника.

Формы работы с учащимися:

А) индивидуальная
Б) групповая
В) фронтальная

Предпочтительны следующие методы работы:

  • Поисково-экспериментальный
  • Продуктивный
  • Проблемный

В ходе реализации программы используются дидактические игры, наблюдения, упражнения, трудовая деятельность, праздники, развлечения, индивидуальные беседы.

1 блокобразовательно-воспитательный (познавательный), представлен системой классных часов, диспутов, бесед. Приведу лишь некоторые обсуждаемые темы:

№ п\п

Название занятий

Основная цель

1.

Кто я такой?

Развить самосознание детей. Систематизировать знания детей о себе(ф.и.о., дом.адрес, национальность и пр.)

2.

Мальчики и девочки.

Закрепить у детей понимание различий полов, сформировать правильное отношение к различиям во внешнем облике и поведении.

3.

Я среди людей.

Развить представление о ходе развития человека, показать взаимозависимость отношений.

4.

Привычки хорошие и плохие.

Раскрыть значение слова «привычка», развить способности к анализу и сравнению, способность к самооценке.

5.

Зачем нужны правила?

Развить у детей понимание необходимости законов (правил) общения, желание их узнавать и выполнять.

6.

Нарочно и нечаянно.

Развить нравственные чувства – сожаление, сочувствие, сформировать навыки игрового общения, не задевая интересов партнеров.

7.

Учусь прощать.

Научить детей не обижаться по пустякам, различать нечаянную промашку от намеренной и соответственно реагировать; подвести к пониманию слов «миролюбивый», «обидчивый».

8.

Учусь думать и поступать по-своему.

Развить в детях чувство собственного достоинства, сохраняя доброжелательные отношения между сверстниками, стремление радоваться успехам другого.

9.

Зачем нужен друг?

Воспитать и развить осознанные взаимно доброжелательные отношения с ровесниками, понятия о дружбе, друзьях.

10.

Учусь сочувствовать.

Закрепить умение замечать, что кому-то плохо, выражать сочувствие, оказывать помощь.

11.

Почему бывают драки?

Сформировать у детей навыки общения, развить понимание смысла норм и правил поведения в среде сверстников, воспитать привычку достойно вести себя в конфликтной ситуации.

2 блокэмоционально-волевой (тренинговый). Воспитание толерантности тесно связано с развитием у младшего школьника эмоционального отношения к окружающей действительности. Эти чувства формируем в процессе взаимоотношений их со взрослыми и сверстниками во время игры, тренировочных упражнений. Предложим некоторые из них:

«Дружба начинается с улыбки»

Сидящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую, какая есть, улыбку по очереди.

«Тренируем эмоции»

Школьники должны попробовать:

  • нахмуриться как осенняя туча; рассерженный человек;
  • улыбнуться, как хитрая лиса; как радостный ребенок;
  • позлиться, как человек, которого ударили;
  • испугаться, как ребенок, потерявшийся в лесу.

Научившись понимать чувства других, ребенок научиться бескорыстию, взаимности и будет благополучен в общении.

3 блок – диагностико-исследовательский (мониторинговый). Ведение личного «Дневника роста», наблюдения учителя и родителей, анкетирование и диагностирование развития ребенка в социально-нравственном плане помогает своевременно корректировать и планировать дальнейшую воспитательную работу по формированию толерантного мировоззрения. Так успешность социальных контактов я отслеживаю вот в такой таблице :

Критерии

Ф.И. ребенка

Ф.И. ребенка

Ф.И. ребенка

Ф.И. ребенка

Общительный, легко контактирует с детьми

 

 

 

 

Мало инициативный, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются дети

 

 

 

 

Сфера общения ограничена: контактирует только с некоторыми ребятами

 

 

 

 

Предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт

 

 

 

 

Замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находиться один «другие дети равнодушны к нему»

 

 

 

 

Проявляет негативизм по отношению к детям, постоянно ссорится с ними и обижает их

 

 

 

 

 Примечание: Условные обозначения

  • высокий уровень
  • средний уровень
  • низкий уровень

4 блок – социально-значимый (деятельный) предполагает участие детей в социальных проектах, акциях социально-нравственной направленности: «Помоги детям из детского дома», «Поздравь ветерана», «Ярмарка благотворительности», где каждый школьник может реализовать себя в любом виде деятельности, проявить свои возможности и творческие способности.

Как видно из выше изложенного, данная программа нацелена на последовательное введение младшего школьника в социальный мир, позволяет учитывать индивидуальный уровень развития каждого ребенка, его интересов, способствует успешной социализации и обогащает опыт толерантного взаимодействия.

Я надеюсь, что предлагаемая мной программа будет способствовать воспитанию социальных чувств и формированию умения достойно жить, развиваться и чувствовать себя Человеком детей младшего школьного возраста. Хотелось бы, чтобы взросление учащихся ложилось на здоровую почву и собственное нравственное « толерантное кредо» появилось у ребенка на основе общечеловеческих ценностей.

Толерантность важна в индивидуально-личностном развитии, в социализации и обучении. Принцип толерантности в образовании дает возможности личностного самообразования, активное усвоение разных способов познавательной деятельности, открытость новым образовательным возможностям.

 

 

 

Практическая часть

 

Работа по первому блоку – познавательному и второму - тренинговому представлена разработкой занятий, классных часов, праздников и тестов.

В первую очередь с учениками обсуждается многоликий мир, в котором мы живём.  Через игровые занятия выявлены  сходства и различия людей, ученики сами воспитывают у себя чувства солидарности, уважение и понимание.

Используются такие упражнения, как

 Разминка: игра «Можно мне в круг?»

Описание игры: Все, кроме одного добровольца, берутся за руки и встают в круг. Доброволец должен попытаться попасть внутрь круга. Игра заканчивается, когда он будет внутри круга или сдаётся.

Можно провести несколько раз. Участники смогут пережить чувство принадлежности к доминирующей группе или чувства исключения из неё, узнать возможности доминирующе группы.

После игры предлагаются вопросы для обсуждения?

- Как чувствовали себя участники в кругу?

- Как чувствовал себя доброволец?

- Существует ли такая ситуация в обществе? Приведите примеры.

 

2. Учитель заостряет внимание на межнациональных отношениях.

Межнациональные отношения являются одними из основополагающих в нашем обществе, а межнациональные конфликты - одними из самых болезненных.

Стоит ли сегодня поднимать проблему толерантности в межнациональных отношениях? Почему?

Учитель предлагает учащимся вспомнить примеры сложноразрешимых национальных проблем и национальных конфликтов, происходивших и происходящих в России или на территории СНГ.

3. Зачастую людям, имеющим различные точки зрения, очень трудно пойти на компромисс.

Давайте проведём эксперимент, а результаты обсудим вместе.

Игра «Толерантность»



1 этап: на листке бумаги каждый пишет ответ на вопрос «Кто я?». Через 2 минуты каждый участник отвечает на него.

2. этап: Всем участникам, методом жеребьёвки, предлагаются новые роли:

Чеченец- чеченка, грузин- грузинка, негр- негритянка, азербайджанец- азербайджанка и т.д.

Представьте, что в этой роли вы живёте 1 месяц.
Затем учащиеся отвечают на следующие вопросы:

- Что изменилось в вашей жизни?

- Что не изменилось в вшей жизни?

- Как теперь относятся к вам друзья?

- Что изменилось в вашем характере?

- Стесняетесь ли вы своей новой роли?

После ответов на вопросы проходит коллективное обсуждение.

Учитель подводит учащихся к выводу, что в основе межнациональных отношений лежат взаимоотношения людей и главное в них терпимость, уважение, понимание.

4. Работа по группам. Учащимся предлагается разработать мини – проект по созданию правового государства, в котором в основе межнациональных отношений лежит толерантность.

Необходимо придумать название государства, герб, разработать правовые нормы.

Если есть необходимость можно предложить следующие стандарты фраз:

Каждый человек имеет право…

Каждый гражданин вправе…

Никто не может…

Никто не имеет права… и т. д.

По окончании работы в группах, учащиеся выступают с презентацией своих проектов.

Упражнение «Гадкий утенок: история о предубеждении и изгнании

Только что вылупившийся птенец не хотел выходить из дома. Все долгие но­ворожденные утята выходили поплескаться в реке, но этот утенок, .уродли­вый и темный, не отходил от матери. В конце концов терпение у матери кон­чилось и она заставила его присоединиться к остальным утятам. Но они ска­зали ему: «Иди отсюда. Ты некрасивый и мешаешь нам играть. Уходи, пока цел».

Никто не хотел с ним водиться, и он чувствовал себя изгоем. Никто не пытал­ся его защитить. Бедный утенок не знал, что делать и куда спрятаться. Он ужасно стеснялся, потому что был не такого цвета, как все остальные. Каж­дый новый день был хуже предыдущего. Братья и сестры говорили ему: «Хоть бы ты куда-нибудь делся!»

В грусти и тоске утенок уплыл от родных мест, решив, что никто и никогда не будет дружить с таким уродом, как он. Однажды он проплывал мимо дома, где жили женщина, кот и курица. Они-то и утешили, наконец, гадкого утенка, и он стал с ними жить. Как-то раз к их домику прилетела стая лебедей, восхитив­ших утенка своей красотой, но хотя они не обижали его, утенку Когда настал первый день весны, утенок повеселел, потому что вокруг зацве­ли цветы, а на деревьях запели птицы. Он отправился к реке и начал плавать, как вдруг какая-то птица заметила, что он настоящий красавец, прекрасный лебедь! Оказывается, гадкий утенок, сам того не замечая, превратился в пре­красное существо.

В тот же день он вернулся в родные края. Утята, которые раньше насмехались над ним и гнали прочь, смотрели на него с восторгом и не узнавали. «Какой ты красивый! - восклицали они. - У тебя прекрасное оперение!» Едкий уте­нок был очень счастлив, но не стал задирать нос: у него было большое сердце и он понимал, Как легкомысленны его друзья.

Занятия

Занятия предлагается сгруппировать вокруг пяти базовых понятий,
необходимых для формирования способностей жить в условиях разно­
образия.

/. По причине и без нее

Объясните причины того, что никто не любил гадкого утенка и он оказался предметом нападок со стороны других.

Кажутся ли вам эти причины справедливыми и обоснованными?

Считаете ли вы, что люди вообще относятся друг к другу предвзято? Вспом­ните известные вам случаи предвзятого отношения и расскажите о них.

Следующие вопросы помогут детям высказать свое отношение к рас­сказанному и перейти к более широким проблемам.

2. Этноцентризм

Считаете ли вы, что разные во всех отношениях люди могут уживать­ся вместе? Если могут, то какую извлекают из этого пользу, чему учатся? Какие возникают проблемы из-за предвзятого отношения к тем, кто от­личается от остальных?

3. Самоуважение

У людей, которых презирают и отвергают, часто развивается комп­лекс неполноценности, наносящий ущерб их самоуважению. Найдите в тексте предложения, из которых ясно, что утенок теряет самоуважение. Как мы можем помочь другому хорошо относиться к самому себе? Можем ли мы испытывать хорошие чувства к другим людям, если не испытываем их к себе?

 

4. Разрешение конфликта

Дети разыгрывают сказку по ролям. Цель - наложить историю гадко­го утенка на ситуации, реально существующие в семьях или обществе. Проясняются такие явления, как стереотипность. Входя в предложенную роль, дети на себе испытывают, что значит быть изгоем. Они могут также обсудить, могли бы утята как-то иначе отнестись к непохожему на них утенку.


Сходства и различия людей

Понимание того, что у людей много общих черт, но также много и отличий, является одной из целей обучения восприятию себя одновре­менно как части человечества и как уникального, неповторимого челове­ка. Развитию этого понимания могут способствовать следующие упраж­нения из книги «Обучение терпимости».

Начинайте каждое занятие с повторения того, как нужно говорить и слушать.


  1. Мы слушаем всех и уважаем чужие мысли, идеи и чувства.

  2. При желании мы делимся с другими своими идеями, мыслями и чув­ствами.

  3. Каждый может пропустить свою очередь, если не хочет высказываться. Создайте в классе атмосферу взаимоподдержки, чтобы, уходя после


урока, дети чувствовали себя хорошо и потому, что похожи на одних од­ноклассников, и потому, что отличаются от других.

Упражнение 1

Принесите в класс три прозрачные миски: одну с солью, другую с мо­лотой желтой кукурузой, третью с мукой. Не говорите детям, чем они на­полнены. Попросите детей по очереди описать, как выглядит Каждый продукт. Затем напишите на доске слова «одинаковый» и «разный» и ука­жите под ними, чем продукты схожи между собой и чем отличаются. По­вторите упражнение, сконцентрировав внимание детей на том, каковы продукты на ощупь.

Обобщите сказанное учениками и спросите, какие еще примеры схо­жих и одновременно различных между собой вещей они могут привести. Попросите их подготовить к следующему занятию другие примеры (ска­жем, всякая еда придает человеку силы, но вкус у нее может быть различ­ным; любая одежда согревает нас, но она может быть разной по цвету и фасону).

Упражнение 2

Снова разделите учеников на пары, но на сей раз предложите им об­судить себя. Попросите каждого описать себя тремя предложениями, на­пример: «Я высокий. У меня есть старшая сестра. Я люблю читать». Что у детей есть общего и в чем они отличаются друг от друга?

Спросите детей, что они чувствуют, когда замечают свое отличие от других и свое сходство с ними? Предложите ученикам вспомнить, бывало ли в их жизни так, что они ощущали себя непохожими на других, и по­просите их описать свои чувства. Спросите, как они ладят с похожими и не похожими на них одноклассниками.

Упражнение 3

Попросите учеников рассказать, каким образом они хотели бы выра­зить свое расположение к тем одноклассникам, которые отличаются от них. Например, пригласить их вместе поиграть или обсудить что-то.

Эти упражнения должны помочь детям понять, что сходства и разли­чия являются частью нашей жизни и что все люди чем-то похожи друг на друга, а в чем-то отличаются. В многообразии - сила нашего общества.

Самобытность и отличие


Обычно люди терпимы к тем, кого они легко отождествляют с собой, то есть «к таким, как мы». И мы при обучении терпимости часто подчерки­ваем сходство между людьми. Однако помимо осознания похожести мы развиваем в детях и осознание того, что группы людей и отдельные люди могут отличаться друг от друга. Любого человека или группу людей можно охарактеризовать с помощью различных признаков. Часто выясняется, что у отдельных людей и целых групп есть общие черты, хотя они, казалрсь бы, сильно отличаются друг от друга. Исследуя грани самобытности и личные свойства, мы можем создавать основу для дружбы и солидарности несхо­жих междусобойлюдей.


Шаг 1: Кто я?

Попросите учеников составить списки признаков, которыми можно охарактеризовать человека. Затем попросите отметить те признаки, ко­торые представляются им важными, и предложите написать этот список на доске. Наверняка каждый ребенок выберет свое, но это следует обсу­дить позже, а на данном, начальном этапе, нужно будет составить список, общий для всех. В числе входящих в него признаков могут быть: имя; воз­раст; пол; рост; число сестер; число братьев; цвет глаз; цвет волос; нацио­нальность; религия; любимый вид спорта; любимая музыка; любимая еда; любимый предмет в школе.

Можно добавить другие признаки или, наоборот, убрать те, которые не вызывают интереса. Обратите внимание детей на разнообразие харак­теризующих всех нас признаков. Начинайте обзор сходных черт с еды и музыки.

Шаг 2: Кто мы? В чем мы одинаковые? В чем мы разные?

Разделите детей на группы по признаку «любимый вид спорта» или «лю­бимая игра». Хорошо, если в группе будет от 4 до 7 человек В случае необ­ходимости соберите несколько групп любителей какой-то одной игры:


  • Попросите их указать как можно больше причин, почему они любят эту игру, и посчитайте, сколько детей любят ее по каждой из причин.

  • Обсудите причины, указанные всеми группами. Обратите внимание на различия между причинами, приведенными как внутри групп, так и между ними. Отдельно остановитесь на идее многообразия, как до­полнения к единству и сходству.

  • Попросите детей охарактеризовать себя по отношению к указанной игре или виду спорта (например, футбольный болельщик, любитель легкой атлетики, любитель тенниса и проч.). Затем предложите им назвать имена любимых команд и игроков - местных, национальных, профессиональных. Как эта информация расширяет то, что мы о них уже знаем (например, как характеризует любителя футбола то, что он болеет за «Торпедо», или что можно сказать о теннисном болельщике, кумир которого Анна Курникова)?


Шаг 3: Обсудите: что делает «меня» частью «нас»?

Как дети чувствуют себя в компании тех, кому нравится то же, что им? Будут ли они испытывать разные чувства к человеку, болеющему за их любимую команду, и к незнакомцу, который совершил нечто предосуди­тельное, например «брякнул» что-то, не подумав, или пролез в начало оче­реди, оттолкнув других, то есть сделал что-нибудь, совершенно не думая о других?

Как дети отнесутся к болельщику футбольной команды из другого го­рода или страны, которая, по их мнению, является соперником их люби­мой команды? Как они вообще относятся к болельщикам других команд? Обсудите предвзятость, насколько она может быть обоснованной или необоснованной.

Шаг 4

Теперь, если возможно, покажите детям фильм или видеокассету, где говорится о том, как общие черты помогают людям преодолеть разногла­сия и стать терпимыми друг к другу.

Обсудите, как фильм показывает возникновение и развитие у героев чувства общности.

Шаг 5

Предложите для заключительной дискуссии тему «Единство в разно­образии». Перечисленные ниже понятия могут помочь детям обсудить, в чем люди похожи между собой и чем отличаются: пол, религия, этничес­кая принадлежность, национальность, общечеловеческие и индивидуаль­ные черты.

Как люди, относящиеся к различным группам, могут ощутить свою общность? Например, хотя между мужчинами и женщинами существует разница и их интересы порой не совпадают, они могут равно отождеств­лять себя с множеством других групп: этническими, религиозными или государственными.

Отметьте, что в некоторых странах люди, исповедующие разные ре­лигии, живут в согласии как единая этническая группа, а люди, исповеду­ющие одну религию, чувствуют свою общность с другими этническими группами, исповедующими ту же религию. Попросите учеников привес­ти примеры, иллюстрирующие это. Попросите также назвать страны, в которых различные этнические группы живут как единый народ.

Почему различным народам и этническим группам так трудно* ощу­тить себя членами одного человеческого рода и признать общность сво­их человеческих черт?

Справедливость и равенство - принципы терпимости

Начинается урок с объяснения того, что такое терпимость и какими качествами должен обладать терпимый человек Ученикам мож­но раздать или прочитать следующие тексты:


ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Человека можно назвать толерантным, если он принимает мнения и убежде­ния других людей и не навязывает им своих взглядов. Толерантный человек отличается от фанатика, который интолерантен к идеям и мнениям других. Фанатики часто критикуют и разрушают идеи и мнения других людей. Поскольку люди имеют различные корни, культуру, религиозные убеждения и растут в разной обстановке, у них, вероятно, всегда будут разные идеи и мнения относительно любой проблемы или явления жизни. Но толерантный человек относится к такому разнообразию взглядов положительно и излага­ет свою позицию с уважением к окружающим. Использование силы при попытке навязать свое мнение другим приводит к разрушительным конф­ликтам, от которых страдают не только отдельные люди, но и общество в целом.



^ ЗНАЧЕНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ

Толерантность создает сильные связи, прокладывает путь к более тесному сотрудничеству и укрепляет единство людей. Толерантность помогает пре­одолеть вражду и разногласия, побеждает насилие и угрозу, создает ощуще­ние безопасности в обществе.

Толерантный человек уважает мнение противника и умеет прощать. Если вы в силе простить других, то и им, когда понадобится, будет легче простить вас. Быть толерантным - значит принимать взгляды других и не оказывать на них чрезмерного давления при попытке заставить их изменить свои взгляды, если они не причиняют вреда. Толерантный человек проясняет разногласия в ди­алоге и пытается разрешить спор, дискутируя и убеждая.


Вопросы для обсуждения:


  • Какие черты отличают толерантного человека?

  • Каким образом толерантные люди решают свои разногласия?

  • Как фанатики обычно реагируют на разногласия и споры?

  • Почему толерантность важна для общества?



Поведение в конфликтной ситуации: умения и ценности

Конфликты естественны практически для всех человеческих сооб­ществ и для многих типов социальных структур. Можно сказать, что кон­фликт - это условие жизни. Большинство сталкивается с конфликтами как непосредственно, в собственной жизни, так и косвенно, наблюдая их в жизни других людей. Масштабы у конфликтов бывают любые: от выяс­нения отношений между отдельными людьми де крупных вооруженных столкновений и разрушительных войн. Последствия конфликтов тоже разнообразны: они могут привести к конструктивному разрешению слож­ной ситуации, а могут нанести огромный, иногда непоправимый вред людям, а также материальным и природным ресурсам всей земли. Терпимое отношение можно воспитать с помощью знаний об альтернативах насилию, а также умения подходить к конфликту с конструктивных позиций и разрешать его спра­ведливыми, ненасильственными способами.

Конфликт


В проекте ставятся следующие цели:


  1. Научить детей уживаться с разными людьми и уважать различия.

  2. Помочь детям серьезно развить языковые и переговорные навыки, с тем, чтобы они могли жить и продуктивно работать среди людей, при­надлежащих к разным культурам.

  3. Обеспечить такой уровень грамотности среди детей, чтобы они мог­ли выразить свою точку зрения устно и письменно.

  4. Привлекать детей к участию в решении проблем и в определении способов их решений по мере того, как у них возникает чувство от­ветственности за свои действия и за происходящее внутри их кол­лектива.

  5. Помочь детям стать социально и эмоционально грамотными людь­ми, понимающими, что они несут определенную долю ответственно­сти за происходящее в мире.


Программа помогает детям вырабатывать уверенность в себе и чувство собственного достоинства.

План занятий


Дети, чувствующие свою «готовность», объявляют себя «миротворцами». Их задача - вмешиваться в конфликтные ситуации между другими детьми и за­давать им определенные вопросы, которые они сами заранее составляют.

(Обычно миротворцы говорят следующее, хотя возможны и варианты:


  • Хочешь попытаться решить эту проблему?

  • С кем ты хочешь ее решить: с нами или с учителем?

  • Обещаешь выслушать других?

  • Прерывать не будешь?

  • Убегать не будешь?

  • Обзываться не будешь?

  • Говори правду).


Если участвующие в конфликте дети соглашаются решать проблему и выпол­нять предложенные условия, миротворцы выполняют с ними «упражнение», в процессе которого каждая из сторон получает возможность высказать свою точку зрения, в то время как другие слушают.

Затем детям предлагают назвать способы решения проблемы, и обсуждают их до тех пор, пока не будет найден какой-то один, устраивающий всех спо­соб. Все обмениваются рукопожатиями и спрашивают друг друга: «Все в по­рядке?» Этот процесс требует внятного изложения, внимательного выслуши­вания и готовности рассмотреть более чем одну точку зрения. В школе были изданы две книги - «Словарь мира» и «Еда без драки», написанные детьми младших классов.

Они гордятся своим умением выделять проблемы и противостоять им. В их взаимоотношениях появились забота и поддержка. За время занятий с ними произошли две важные перемены. Во-первых, они стали лучше работать вме­сте как в малых группах, так и в классе, поскольку в процессе совместного решения проблем дети учатся ладить с другими людьми. Кроме того, их рече­вые способности значительно выросли, поскольку они регулярно обсуждали свои взаимоотношения, события внутри класса и мир вокруг. Если преподаватели и дети будут развивать способность к конструктивному поведению в естественной среде человеческих конфликтов, возникающие проблемы станут скорее поводом для изучения чего-то нового, чем теми ужас­ными событиями, от которых хочется убежать и спрятаться. Средства массо­вой информации говорят о росте насилия в наших школах, о страхе, кото­рый оно вызывает. Миротворческая программа Центральной Альтернатив­ной школы доказывает, что даже маленькие дети легко осваивают язык пере­говоров и могут выбирать способ поведения и манеру речи. Дети не должны противопоставлять отчаянию и боли традиционные реакции агрессии и молчания. Их следует научить языку, который поможет им превратить класс в место, где нет опасности, где их уважают и воспитывают. Это должно стать нашей целью, если мы не хотим, чтобы наши школы и наш мир преврати­лись в заложников безграмотности и насилия, угроза которых возрастает с каждым днем.

 

Процесс разрешения конфликтов

ШЕСТЬ ШАГОВ ДЛЯ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА

Шаг 1. Чего я так хочу, что это привело к конфликту? Чего хочет человек, с которым у меня конфликт?

Шаг 2. Из-за чего возник конфликт? Нам обоим хочется получить одно и то же? Или мы хотим, чтобы что-то разное происходило одновременно? Например, спорим ли мы из-за футбольного мяча или же из-за того, в какую играть игру во время перемены и какую смотреть телевизионную программу?

Шаг 3- Могу ли я придумать решение, при котором мы оба получим, чего хотим? Сколько таких решений я могу придумать? Сколько мы их можем при­думать вместе с моим противником? Сколько решений нам могут подсказать одноклассники?

Шаг 4. Какое из этих решений самое лучшее? К чему приведет каждое из пред­лагаемых решений? Буду ли я доволен их результатами? Будет ли доволен мой противник?

Шаг 5. Какие решения наиболее приемлемы для нас обоих? С каким из них мы оба согласимся? Будем ли мы придерживаться этого решения?
Шаг 6. С чего нам следует начать после того, как мы примем решение, и из
чего будет ясно, что мы не ошиблись? Будем ли мы придерживаться этого
решения в дальнейшем?

 

Установление прав и обязанностей учеников в классе

НАШ КЛАССНЫЙ ДОГОВОР

- Я имею право на счастье и доброе отношение в этом классе.

Это значит, что никто не будет надо мной смеяться, что меня не будут игно­рировать и обижать.

- Я имею право быть самим собой в этом классе.

Это значит, что никто не будет относиться ко мне несправедливо из-за того, что я толстый или худой, быстрый или медлительный, мальчик или девочка.

- Я имею право на безопасность в этом классе.

Это значит, что меня никто не будет бить, толкать или щипать.

- Я имею право слушать и быть услышанным в этом классе. Это значит, что никто здесь не будет кричать или визжать, и мое мнение и желания будут учитываться при планировании всех совместных действий.

- Я имею право познать себя в этом классе. Это значит, что смогу свободно выражать свои чувства и мнения, и меня не будут прерывать или наказывать.

Учебное занятие:


  1. Повесьте Договор на доске в классе и прочтите его вслух целиком.

  2. Прочтите каждый пункт договора отдельно и обсудите его значение. Попросите детей дать свою интерпретацию сказанному, и пусть они приведут примеры соблюдения и нарушения данного права. Убеди­тесь, что они понимают, какое поведение нужно для соблюдения ра­венства, терпимости и социальной ответственности.

  3. Попросите детей как следует подумать над сказанным в Договоре и на следующий день ответить на вопрос: «Если у каждого есть эти права, какое поведение требуется от всех нас?»

  4. На следующий день выслушайте ответы на этот вопрос. Обсудив их, спросите детей, смогут ли они на самом деле соблюдать Договор. Ка­кие у них могут возникнуть проблемы? Как они могут помочь друг другу преодолеть эти проблемы? Как они могут помочь друг другу стать терпимыми? Затем предложите принять Договор.

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Альберти Р.Э., Эммонс.М. Умейте постоять за себя. Пер. с англ. М., «Горбунок», 1992.
  2. Антонова Т.В. Как помочь ребенку войти в современный мир. М., 1981 г.
  3. Бузи Р.С. Година Г.Н. Воспитание нравственных чувств у детей. М., 1989 г.
  4. Гришин Д, Терентьев А. Уроки нравственности. Тула,1973 г.
  5. Декларация прав ребенка. Основные международные документы. М.,1992 г.
  6. Клюева Н.В. Касаткина Ю.В. Учим детей общению. М., 1996 г.
  7. Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям, или практическая психология на каждый день. М., 1994 г.
  8. Козлова С.А. Программа социального развития ребенка «Я – человек».М., 2004 г.
  9. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7лет.М., 2007 г.

10.Паламарь Л. Мудрость общения – как построить свое Я. М., 1991г.

11.Обучение толерантности. Методическое пособие / Под ред. Г. Л. Бардиер. СПб.: Норма, 2005.

12.Северина О. А., Дронова Т. А. Спутник классного руководителя: воспитание у школьников толерантности. М.:2008

13.Эрик Эриксон. Детство и общество. С-Пт., 2000г.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рекомендуемые публикации

Комментарии

Внимание! Все комментарии сначала проходят проверку администратором.

Добавить комментарий
Заголовок
Текст (Обязательное поле)
Ваше имя (Обязательное поле)
Адрес электронной почты (если имеется)
Ваша персональная страничка (если имеется)
Введите код, который указан на картинке:
 authimage

Поиск

Разделы

Последние...

Облако тегов

Архивы

Синдикат

    RSS 0.90 RSS 1.0 RSS 2.0 Atom 0.3
Администрация сайта не несёт ответственности за размещаемый пользователями контент.